Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях: техника, материалы и инструменты

Выбивание рельефных изображений или надписей на поверхности металла называется чеканка по металлу. Этот вид прикладного искусства дизайнеры применяют для создания эксклюзивных декоративных предметов интерьера, украшений, посуды и пр. В прежние времена в казначействах были мастерские по чеканке монет.

Чеканка по металлу своими руками в домашних условиях

Основы процесса

Изображение создают ударами молотка по инструменту, приложенному к поверхности металла.  Конфигурация оттиска зависит от формы рабочей части инструмента. Затем его последовательно переставляют и повторяют операцию до тех пор, пока не будет выбит весь рисунок. Сложные изображения чеканят несколькими инструментами с рабочей частью разной формы.

В зависимости от предпочтений чеканку металла выполняют в разных стилях:

  • историческом;
  • древнерусском;
  • восточном;
  • грузинском;
  • марокканском;
  • узбекском;
  • современном.

Качество изображений зависит от степени подготовки чеканщика.

Независимо от стиля у каждого мастера свой «почерк» выполнения работы. Несмотря на кажущуюся сложность освоить чеканку по металлу своими руками нетрудно.

Сложные изображения чеканятся разными инструментами

Сложные изображения чеканятся разными инструментами

Виды чеканки

В зависимости от формы предмета и сложности рисунка чеканка бывает:

  1. Ажурной, по виду похожей на металлические кружева. Работу начинают с высечения фона, затем по подготовленным линиям проводят завершающую высечку. Поскольку толщина ажурных перегородок невелика, при проведении отжига необходимо следить, чтобы они не расплавились. Ажурную чеканку часто наносят на объемные предметы как финишную отделку.
  2. Контурной, которая чеканится на листовом металле без заранее нанесенного рельефа. Визуально такая чеканка схожа с гравировкой, но отличается от нее выпуклыми или вогнутыми формами. Этот способ применяют для изготовления декоративных элементов интерьеров и для нанесения орнамента на плоские поверхности.
  3. На объемных предметах. Самый трудный по выполнению вид чеканки, так как рисунок выбивают на изогнутой поверхности. Однако опытные мастера справляются с работой без особых затруднений.
  4. Рельефной. Ее также относят к категории сложных видов. Работу начинают с выколачивания контуров рисунка, затем изображение делают рельефным. На завершающем этапе выравнивают детали изображения и полируют.

Используемые материалы

Ювелирные изделия с чеканкой традиционно делают из серебра и золота. Большинство же мастеров работают с более дешевыми металлами:

  1. Медью толщиной от 0,3 до 1,5 мм. Она пластична, легко обрабатывается, в зависимости от марки со светлым или темным оттенком красного цвета. Медь и ее сплавы чаще других металлов используют для декорирования помещений.
  2. Красной медью, листы которой можно раскатывать до толщины 0,05 мм. За счет мягкости легко выполняется рельефная чеканка даже на объемных изделиях сложной формы. Высокая стойкость к коррозии позволяет устанавливать декоративные элементы из чеканной меди на фасадах домов.
  3. Латунью различных марок с золотисто-желтым цветом разных оттенков. Высокое (до 50%) содержание цинка повышает твердость, снижает податливость. Однако, несмотря на меньшую чем у меди пластичность латунь легко чеканится.
  4. Томпаком ― разновидностью латуни с низким (до 10%) содержанием цинка. Из-за большой доли меди металл получается красного цвета с желтым оттенком. Сплав с добавкой алюминия до 5% приобретает окраску, неотличимую от цвета золота. Из томпака делают значки, медали к юбилеям, дешевую бижутерию, декоративные элементы интерьеров.
  5. Алюминием и его сплавами. Металл легко чеканится, но из-за низкой температуры плавления нужно соблюдать осторожность при термообработке, чтобы рисунок не деформировался. Дюралюминий хорошо имитирует серебро, однако работать с ним сложно, так как из-за малой податливости при выбивании рельефа возможно растрескивание металла.
  6. Жестью, на которой начинающие отрабатывают навыки чеканки. Однако мастера также не пренебрегают этим доступным материалом.
  7. Черными низкоуглеродистыми металлами. Заготовки предварительно отжигают и протравливают для получения декопира, на котором чеканят изображения с крупным рельефом или рисунки с мелкими деталями.
  8. Кровельным железом для чеканки контурных изображений с неглубоким рельефом без фона и мелких деталей.
  9. Нержавеющей сталью толщиной от 0,5 до 0,8 мм. Металл красиво смотрится, однако из-за высокой прочности и плотной структуры трудно поддается выбиванию. Высокая стойкость к коррозии позволяет делать из нержавейки чеканные мемориальные доски и таблички на монументы, памятники.
  10. Мельхиором и нейзильбером ― никелевыми сплавами с большим содержанием меди (81 и 65% соответственно), поэтому они пластичны, легко полируются. Химической обработкой поверхность делают золотистой, серебристой или имитацию под старинную бронзу.

На металле для чеканки не должно быть вмятин, царапин, пятен, расслоений. Если чеканка будет проводиться на смоляной подложке, потребуется битум №4 или 5, а для его удаления керосин или машинное масло. В качестве альтернативы использую пластилин, березовые или липовые чурбаки, войлочные или резиновые маты, свинцовые плиты. Шлифовку и полировку выполняют кварцевым песком и порошкообразной пемзой. Химическую обработку проводят:

  • соляной, серной, азотной кислотами;
  • поташом;
  • сернокислой медью.

Оборудование и инструменты

Рабочее место чеканщика кроме верстака оборудуют слесарными тисами, электрическим точилом, шкафом или стеллажом для складывания инструментов, материалов, реактивов и пр. Набор оборудования дополняют:

  • емкостью и электроплиткой для нагрева битума;
  • двумя мешками 0,5х0,5 м из брезента с сухим мелкозернистым песком;
  • ванночками для химических растворов;
  • ящиком с древесными опилками для сушки заготовок;
  • паяльной лампой для проведения отжига;
  • резиновыми перчатками для проведения химической обработки;
  • брезентовыми рукавицами для работы с горячими заготовками;
  • металлической плитой для правки.
Основные инструменты для чеканки по металлу

Основные инструменты для чеканки по металлу

Основные инструменты для чеканки называют чеканами. Их делают из высокоуглеродистой стали в виде квадратных или круглых стержней длиной 12 — 18 см разного сечения. Нижнюю часть называют боем. Средний участок утолщают, чтобы было удобней удерживать в руке. В зависимости от формы боя чеканам даны названия:

  • трубочками создают округлые углубления;
  • обводными проводят линии в виде ряда точек;
  • канфарниками наносят контуры изображения;
  • лощатниками с шероховатым или гладким боем выравнивают фон;
  • пурошниками выполняют выколотку с задней стороны;
  • сечками с полукруглым или прямым боем набивают фон;
  • фигурными наносят отпечатки нестандартной формы.

Виды чеканов

Чеканы из твердой древесины выполняют те же функции что и металлические, но по размерам больше. Для работы с ними потребуется деревянный молоток (киянка). Такие чеканы используют для создания крупных рисунков с глубоким рельефом. Металлическими молотками выбивают крупные изображения и наносят удары по чекану. Поэтому одну сторону делают сферической, а другую плоской.

Разметку и механическую обработку выполняют:

  • чертилкой, металлической линейкой, циркулем, угольником;
  • ножницами и ножовкой по металлу;
  • лобзиком при нанесении ажурной чеканки;
  • пробойниками из инструментальной стали;
  • напильниками с мелкой и крупной насечкой.

Технология чеканки

Работу выполняют в следующем порядке:

  • на бумаге рисуют изображение в натуральную величину;
  • по размерам эскиза от металлического листа отрезают пластину с припусками, которые нужны для крепления на подложке или при оформлении в рамке;
  • заготовку отжигают с последующим выравниванием;
  • на лицевую сторону наносят слой белой гуаши или краски;
  • через копирку изображение наносят на металл, затем обводят чертилкой;
  • на заготовке, закрепленной на подложке, сначала выбивают внешний контур рисунка и внутренние линии, затем детали рельефа.

На завершающем этапе проводят декоративную отделку:

  • шлифовку, чтобы удалить неровности и шероховатости;
  • полировку, после которой изделие приобретет законченный вид, а у металла повышается стойкость к коррозии;
  • патинирование (состаривание) ― обработку сернистыми и хлорными растворами для имитации старины;
  • окраску латунных и медных изделий металлизированными красками;
  • оксидирование химическими растворами для придания поверхности цвета от зеленых до черных тонов;
  • эмалировку стеклянными сплавами разных цветов применяют для декорирования небольших изделий или отдельных деталей;
  • тауширование ― вбивание тонкой проволоки из другого металла, чтобы выделить контур или детали изображения.

Важно!

До начала декоративной обработки изделие промывают, обезжиривают, сушат в древесных опилках.

Процесс чеканки своими руками

Учиться искусству чеканки начинают с простых изображений, которые нетрудно найти через интернет в свободном доступе. После освоения навыков работы с разными типами чеканов переходят к сложным композициям. Для выполнения первых объемных изображений лучше выбрать медь.

Важно сразу научиться правильно вести чекан. Его держат, немного отклоняя назад, пальцами левой руки, не используя мизинец. Чтобы не ограничивать свободу движений руку держат на весу, не опираясь локтем на столешницу. Инструмент продвигают вперед после нанесения отпечатка нужной глубины. При выполнении чеканки по меди своими руками рекомендуют наносить на поверхность заготовки тонкий слой пластилина, чтобы чекан лучше скользил.

Чтобы улучшить пластичность, лист металла отжигают. Чеканку начинают с нанесения наружных контурных линий на лицевой поверхности. С изнанки контур вытягивают после набивки внутренних линий. Затем набивают и выравнивают основной рельеф. Работу завершают декоративной обработкой.

Поскольку финишную отделку выполняют токсичными веществами при работе в домашних условиях необходимо соблюдать правила техники безопасности обращения и хранения агрессивных жидкостей. Обработку проводят внутри вытяжного шкафа или обеспечивают эффективную вентиляцию помещения. Емкости с реактивами закрывают хорошо притертыми пробками.

В настоящее время чеканка очень популярна. Поэтому после освоения этого вида художественной обработки металла можно организовать прибыльное дело. Тематические рисунки можно легко найти в интернете и на их основе создавать оригинальные композиции.

Чеканка по металлу – разновидность декоративно-прикладного искусства и вид холодной обработки металла. Представляет собой процесс нанесения рисунка плоского или объемного типа на металлический лист с помощью специального инструмента и приемов выполнения.

По своей сути это процесс художественной обработки металла. Обе разновидности используются для украшения фасадов и интерьеров общественных и частных домов, картин, оружия, кухонной утвари, предметов повседневного быта, изделий из драгоценных металлов.

Чеканку по металлу в своей работе широко используют дизайнеры и строители. В наше время это популярный вид художественных изделий, который востребован и поражает своим разнообразием. Требует высочайшего мастерства от исполнителя.

Выполнить чеканку своими руками нетяжело, если знать разновидности мастерства, нюансы изготовления, используемые материалы и выработать свой почерк.

Сущность процесса

Сущность техники чеканки заключается в воздействии на инструмент для чеканки ударами разгонного молотка. На металле остается отпечаток, соответствующий его типу. Выполняя многократные удары, получают рельеф, который соответствует эскизу.

Форма рисунка передается с большой выразительностью и точностью, зависит от используемых в процессе работы инструментов, которыми пользуется чеканщик. При этом качество работы зависит от его квалификации и мастерства. Каждый мастер имеет свой стиль работы.

Металлическое тиснение на цветном и черном металлах различается по виду и технологии выполнения.

Виды чеканки по металлу

Различают следующие виды чеканки:

  • рельефную;
  • плоскорельефную;
  • контурную;
  • объемную;
  • ажурную;
  • декоративно-фактурную;
  • по литью.

Применяемые материалы и инструменты

Металл, на котором планируется выполнять чеканку, должен обладать вязкостью, пластичностью, способностью изменять форму под воздействием силы, не разрушаясь, подвергаться полировке. К нему относят листы:

  • меди;
  • алюминия;
  • латуни;
  • мельхиора;
  • нейзильбера;
  • железа для кровли;
  • стали нержавеющей малоуглеродистой и мягкой (декапиры);
  • золота;
  • серебра;
  • фольгированные.

Материалы для чеканки имеют разную толщину, она варьирует в широких пределах от 0,5 до 3 мм и зависит от вида применяемого металла.

Инструменты, которыми пользуются чеканщики и любители мастерить своими руками, – это специальной формы чеканы, молотки и чертилки.

В работе используют чеканы, изготовленные из легированной инструментальной стали марки У7 или У8, диаметром 12÷15 см разного диаметра для создания:

  • выпуклого шаровидного отпечатка (трубочки);
  • сплошной линии в виде непрерывно идущих точек (обводные или расходники);
  • контура будущего рисунка и отделки фона точками (канфарники или давильники);
  • выравнивания фона (лощатники с поверхностью шероховатой или гладкой);
  • просечки фона (сечки с разным типом лезвия: полукруглым, плоским);
  • выколотки с изнанки (пурошники);
  • отпечатка (фигурные).

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Свой инструмент должен иметь каждый чеканщик, его можно изготовить самостоятельно. Для этого необходимо купить стальной прут определенного диаметра и изготовить чекан.

Прежде чем придавать форму пруту, его необходимо нагреть до яркого красного цвета, остудить и лишь после этих действий приступать к изготовлению инструмента. После изготовления чекан подлежит закалке.

В домашних условиях эту операцию можно выполнить с помощью паяльной лампы. Опять нагреть до красного цвета и опустить в машинное масло для медленного остывания.

Иногда используют чеканы, изготовленные из дерева, поэтому для нанесения ударов по такому инструменту понадобится деревянный молоток, называемый киянкой.

Молотки для чеканки должны быть со специальной формой бойка, рукояткой и определенного веса. Рабочая поверхность составляющих полированная.

Рукоятка изготавливается из дерева, обязательно из неслоистых пород, должна быть изогнутой формы с закруглениями на конце. Вес должен соответствовать силе чеканщика.

Это позволяет удобно разместить инструмент в руке и выполнять постукивания и удары с необходимой силой.

  Создание силиконовой формы для отливки

Чертилка необходима для перевода рисунка будущей чеканки на металл.

Кроме того, может понадобиться такие слесарные инструменты, как рашпили, надфили, напильники, ножницы по металлу, лобзики, плоскогубцы, пробойники.

Используется еще целый ряд приспособлений: посуда для варки смолы, ванночки для тонировки, подставки для инструмента, тиски, наждачный круг, шлифовальная и копировальная бумага, пластилин.

При выполнении работ понадобятся подсобные приспособления, такие как подложки и мешочки разной плотности, а также расходные материалы, которые используются для придания изделию защитных свойств, укрепляющих и украшающих его, а при необходимости позволяющие красиво оформить свой труд.

В качестве подложки используют пеньки деревянные из березы или липы, войлочные, резиновые или пластилиновые маты, плиты из свинца.

Основные этапы чеканки

Работы в этой технике выполняются в таком порядке:

  • выполняют эскиз рисунка;
  • вырезают пластину из выбранного металла, соответствующую размеру рисунка, с добавлением припусков (для закрепления и оформления по окончании работ в рамку);
  • при необходимости заготовку подвергают обжигу и выравнивают;
  • выполняют операцию обезжиривания;
  • покрывают одну сторону гуашью или краской белого цвета;
  • переносят эскиз с помощью копировальной бумаги и чертилки на заготовку;
  • покрывают нитролаком (можно и не покрывать);
  • прорабатывают чеканами соответствующего вида все контуры и линии, контролируя положения чекана и ту часть, где выполняется чеканка;
  • выполняют декоративную отделку.

Особое внимание уделяют положению чекана. Он должен быть слегка наклоненным назад, находиться в левой руке между пальцами так, чтобы мизинец не задействовался. Локоть ни на что не опирается, находится на весу. Это обеспечивает хорошее манипулирование инструментом. Удары молотком наносят, двигаясь вперед, при этом его держат в правой руке.

Выполнение художественной чеканки своими руками

Чеканка, выполненная своими руками, украсит любой интерьер, это хороший подарок друзьям и сослуживцам, может даже стать прибыльным делом. И необязательно быть художником. Сейчас в интернете можно найти множество рисунков. Добавив к ним свой вкус, фантазию и освоив азы чеканки, можно создавать уникальные шедевры.

Для начинающих рекомендуется выполнить сначала чеканку с простым рисунком. Так можно научиться выполнять перевод рисунка на пластину, обводить контур изображения расходником, опускать фон лощатником, создавать объем пурошником, отделывать фон камфарником.

И только испробовав все инструменты в деле и получив положительный результат, приступать к художественному оформлению работы любой сложности. Рисунок чеканят только правильно подобранным инструментом, поэтому необходимо его купить или изготовить самостоятельно, а также правильно подобрать подсобные приспособления и технику исполнения.

Но и не забыть про обустройство рабочего места. Оно должно быть удобным и хорошо освещенным.

Особенности медной чеканки

Медные листы являются идеальным материалом для изготовления художественной чеканки. Материал хорошо вытягивается, изображение получается объемным. Перед нанесением рисунка медный лист необходимо прогреть до красного цвета для улучшения эластичности.

Чеканка по меди, как и по другому металлу или фольге, начинается с переноса эскиза. Для этого понадобится копировальная бумага и чертилка. На следующем этапе рекомендуется создать жировую поверхность. Это будет способствовать скольжению инструмента.

Для операции понадобится пластилин.

Медная чеканка начинается с обработки контурными линиями заготовки с лицевой стороны. Изнаночный контур вытягивается после нанесения дополнительных линий с применением соответствующего операции чекана.

Далее приступают к вытягиванию и корректированию основного объема, вытягивая его или опуская. Окончательный вид чеканке можно придать, выполнив тонировку, патинирование или оксидирование.

Эти операции позволят изменить цвет медной чеканки, при этом используются специальные химические составы.

Решив выполнить свой вариант обработки чеканки, необходимо узнать тонкости выполнения той или иной операции. Многие материалы токсичны и требуют соблюдения правил техники безопасности не только при проведении работ, но и при хранении составов.

Операции должны выполняться в вытяжном шкафу или в хорошо проветриваемом помещении, а посуда для хранения должна закрываться притертыми пробками. Перед нанесением декорирующего слоя и после операции чеканка промывается, обезжиривается и просушивается.

В последнем случае используют опилки, которые легко впитывают в себя влагу.

Запрещается протирать готовую чеканку тканевым материалом: он может повредить декоративную пленку.

Способы изменения цвета медной чеканки можно найти в интернете и воспользоваться рекомендациями, а можно придумать свой оригинальный метод.

  Настенные светильники над кроватью

Предлагаем посмотреть видео по чеканке на медном листе:

Просим тех, кто занимается изготовлением чеканки по металлу, поделиться в х своим опытом и рассказать о своих неудачах и достижениях.

Чеканку делали еще в древние времена и такие изделия были такими дорогими, что лишь богатые могли позволить себе такую роскошь. Сейчас в наше время не только каждый может купить ее, но и сделать в домашних условиях.

Каким образом? Об этом пойдет речь в нашей статье. Мы рассмотрим мастер-класс чеканки из фольги своими руками, которую можно повесить или же поставить у себя дома. В качестве подарка она тоже отлично подойдет.

Для начала мы рассмотрим простой вариант создания чеканки.

Начинаем с простого

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

В любом магазине вы всегда сможете приобрести уже готовые наборы для творчества. Но гораздо интереснее сделать все от начала до конца самому, а также придумать рисунок. От вас необходимы только усилия и терпение.

Материалы понадобятся следующие:

  • лист фольги или же банка алюминиевая;
  • подложка под лист фольги. Важно: чем толще лист фольги, тем мягче должна быть подложка. В качестве подложки подойдет фетр, резина;
  • для нанесения рисунка потребуется инструмент. В качестве него может послужить палочка для суши, кисточка (ее твердый кончик), не пишущая ручка и прочее;
  • трафарет, шаблон рисунка, а можно и самим придумать;
  • ножницы;
  • линейка.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлуЧеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Начнем изготовлять чеканку. Берем банку. Оба донышка отрезаем. Теперь разрезаем баночку с одного края и расправляем так, чтобы получился лист. Теперь линейкой расправляем краешки и обрезаем их. Не исключен вариант использования листа фольги.

Теперь кладем материал лицевой стороной вниз на подложку. Рисунок потом получится в зеркальном отображении. Теперь кладем трафарет на лист и с помощью инструмента продавливаем картинку. Можно продавливать либо сплошной линией, либо прерывистой. Теперь подобным образом вы можете сделать и рамку.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлуЧеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Подарок родным и близким

Каждый ребенок хоть раз, но дарил своим родителям подарки, сделанные своими руками. Несомненно, родители были счастливы, видя маленький сюрприз от своего малыша. Одним из вариантов подарочка может стать чеканка для папы. Сегодня мы рассмотрим поэтапно, как можно сделать милую «Машинку».

  • фольга;
  • картон;
  • инструмент (кисточка, палочка для суши);
  • шаблон или трафарет;
  • подложка (ею может оказаться альбом или фетр).

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Пожалуй, начнем. Кладем альбом, на него фольгу, а затем и шаблон следующим образом:

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Точно по контуру обводим наш рисунок инструментом.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

После того как провели линии, убираем шаблон и получается следующее.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

  • Теперь с помощью того же инструмента делаем точки вокруг машинки.

Чеканим теперь отдельные детали машинки. Можно начать с окошек.

  1. Переверните теперь фольгу и обведите по контуру ту же детальку.
  2. Если перевернуть работу, то вот что должно получиться:
  3. Делаем затем и остальные части машины по такому же принципу.
  4. Теперь переворачиваем фольгу и обводим по контору и по деталькам машинки инструментом еще раз.
  5. В итоге вы получаете такой прекрасный подарочек для своих родителей.

  Сколько ом в 1 мегаоме

Теперь обратной стороной вверх кладем на стол нашу работу. Возьмем картон.

  • Затем наложите картон на фольгу.

Подарок готов! Если есть подходящая рамочка, то можно вложить в эту рамочку свою работу. Для детей процесс покажется очень увлекательным, можете не сомневаться. Девочки по такому же принципу могут сделать цветок для мамы.

Видео по теме статьи

  • А в следующих видео вы сможете посмотреть мастер-классы по созданию чеканок.

Сегодня мы вам продемонстрируем мастер-класс по изучению техники чеканки из самой обычной фольги быстро и легко своими руками для детей поэтапно. Чеканка – это древнее искусство художественной обработки тонкого листа металла, вид металлопластики. В старину подобные изделия были очень дорогими, так как способ их изготовления был весьма трудоемким. Металлический лист приходилось тонко расплющивать вручную, а затем с ювелирной аккуратностью и точностью наносить на него точечный рисунок при помощи специальных инструментов. Такая техника применялась, например, для изготовления окладов икон, где сочеталась с другими способами украшения металлической поверхности: гравировкой, чернением и вставками из драгоценных камней.

Изучаем пошаговый мастер-класс: чеканка из фольги своими руками

  1. Сейчас же простейшую имитацию чеканки способен выполнить даже ребенок.

    В продаже можно найти для этого уже готовые наборы для творчества:

  2. Но, пожалуй, интереснее и, несомненно, гораздо дешевле сделать поделку самим от начала и до конца, придумав свой рисунок, причем материалы для такой поделки можно не только купить в магазине, а даже взять самые бросовые.
  3. Рассмотрим поэтапно, как выполнить такую работу самостоятельно.
  4. В итоге на вашем столе должен получиться примерно такой набор материалов и инструментов:
  5. …или же вот такой, если вы готовы взяться за работу чуть посложнее:
  6. Порядок работы:
  1. Вырезаем жестяной лист из банки.

    Такой способ подойдет для ребят постарше, или же тут могут помочь родители. Нужно аккуратно, чтобы не порезаться, отрезать у банки верх и дно, разрезать получившуюся трубку вдоль и расправить ее, чтобы получился ровный лист. При помощи линейки выровнять края, ножницами ровно их обрезать.

    Дошкольникам и младшим школьникам лучше таких сложных операций не совершать, а использовать готовые листы фольги.

  2. Положить фольгу на подложку лицевой стороной вниз: рисунок на готовом изделии получится в зеркальном отображении.

    Можно сверху наложить трафарет и аккуратно провести с нажимом палочкой по контуру, а можно нарисовать свою картинку на фольге маркером и только потом продавливать изображение палочкой. Можно рисовать сплошной линией, короткими штрихами, точками.

    Осторожно: постарайтесь не прорвать фольгу!

  3. С помощью линейки палочкой с нажимом начертить рамку по контуру работы, отступив по одному сантиметру от каждого края.
  4. Готовое изделие можно вставить в рамку или осторожно приклеить на картонку, загнув края листа фольги вокруг картонной основы. Девочки могут украсить свою работу самоклеящимися стразами или раскрасить ее прозрачными гелевыми красками с блестками.

Осталось только поставить вашу чеканку в качестве украшения на полочку или повесить на стену. А можно и порадовать подарком на любой праздник родных или друзей.

Возможны и другие вариации изготовления подобных работ – как попроще, так и посложнее. Представляем вашему вниманию несколько видео-инструкций для детей по изготовлению имитации чеканки на фольге.

Видео по теме статьи

Источник: https://vi-pole.ru/chekanka-po-metallu-svoimi-rukami-dlja-detej.html

Чеканка по металлу

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлуЧеканка представляет собой способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят изображение в виде неглубокого рельефа, выполненное с помощью специальных инструментов, имеющих наконечники различной формы.

Искусство чеканки было известно человечеству с древнейших времен, когда искусные мастера делали удивительно красивые чеканные браслеты, чаши, подносы, а также пояса из чеканных пластин. Но постепенно чеканку заменили другими, более простыми в изготовлении изделиями. И только в середине XX века началось возрождение этого старинного декоративно — прикладного искусства.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлуЧеканка по металлу

Технология выполнения чеканки состоит в нанесении рисунка или надписи путем выбивания заданного изображения на металлической пластине. До наших дней сохранились удивительно красивые изделия древних мастеров, которые заложили основы оригинальной техники чеканки.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Чеканка по металлу считается самым сложным видом чеканного искусства, так как в процессе работы с металлическим листом возникает необходимость создания рисунка и рельефа. При этом нужно обязательно учитывать фактуру и особенности свойств каждого металла и знать качественные характеристики всех используемых материалов.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлуМедная чеканка

Материалы

Раньше для изготовления чеканных изделий чаще всего использовали драгоценные металлы — золото и серебро. На сегодняшний день мастера отдают предпочтение более дешевым и доступным видам металлов.

Среди самых распространенных материалов, которые используются для изготовления чеканки, можно назвать следующие:

  • Медь — чеканку выполняют на прокатных металлических листах или пластинах толщиной 0,3 — 1, 5 миллиметров. Чаще всего используют листы меди различных марок. Пластичность меди, ее податливость и легкость в обработке, а также красивые красноватые оттенки в различных вариантах всегда привлекали мастеров. Надо сказать, что медные чеканные изображения всегда выглядят просто потрясающе, и станут настоящим украшением современного интерьера.
  • Красная медь — исключительно пластичный и податливый материал, широко использующийся для изготовления чеканки. Мягкость меди позволяет придавать ей различные формы и наносить фактурные рельефные изображения. Из красной меди можно делать тончайшие листы толщиной не более 0,05 мм. Высокие антикоррозионные свойства позволяют использовать медные чеканки в качестве элементов наружного декора зданий.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлуМедная чеканка

  • Латунь — марки Л96, Л90 и Л80. Латунь представляет собой сплав на основе меди с добавлением цинка, массовая доля которого может составлять до 50%. Иногда в сплав добавляют до 10% других компонентов — железа, алюминия, марганца и некоторых других составляющих. Отличительным качеством латуни являются красивые золотисто — желтые оттенки различного тона, благодаря чему мастера широко применяют этот сплав для чеканных работ.

Латунь легко режется, полируется и отлично сваривается разными видами припоев. На латунный лист хорошо наносятся чеканные изображения, хотя она несколько тверже и уступает меди по пластичным качествам.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлуЛатунная чеканка » Георгий Победоносец».

  • Томпак — разновидность латунного сплава, изготовленного с добавлением цинка ( 3 — 12%). Для томпака характерен красновато — желтый оттенок, который прекрасно смотрится в художественных изделиях. Чаще всего томпак применяется для изготовления значков, юбилейных медалей, качественной бижутерии, а также декоративной посуды, ваз и подсвечников.

Источник: http://design-fly.ru/iskusstvo/chekanka-po-metallu.html

Чеканка своими руками

Что такое чеканка? Это один из видов декоративно – прикладного искусства — рельефные, эксклюзивные картины, выполненные на металле в определенной технике.

Чеканка в художественном исполнении будет очень хорошим украшением вашего интерьера притом, если она будет сделана своими руками. При большом желании, терпении и усидчивости сама работа доставит вам большое удовольствие, а изделие будет красоваться на стене долгие годы.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Чеканка своими руками, если вы решили сделать картину в подарок, то она тоже будет иметь немалую ценность, как ручная работа. Но для начала все же следует начать с простой, несложной картины, чтобы освоить технику выполнения и набить руку.

Какой использовать металл

Немного о металле, на котором будет выполняться картина. Дело в том, что одна и та же картина на разном металле будет получаться по-разному, происходит это оттого, что разное железо тянется по-разному.

Для картины лучше всего подойдет латунный, алюминиевый или медный лист, но следует отметить, что медь вытягивается лучше, отчего картины получаются более объемные, что лучше всего подходит для художественной чеканки.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Оцинкованное железо вытягивается хуже, соответственно рисунок получится менее объемный, поэтому таким способом лучше оформлять фасады – карнизы, водосточные трубы и фрагменты кровли.

Выполнение художественной чеканки

Чеканка своими руками — выполнить художественную чеканку в домашних условиях не сложно, но для этого потребуется материалы, инструменты, а также желание, терпение и усидчивость.

  Светодиодная подсветка в жк-телевизоре

Для работы вам понадобятся:

  • Лист алюминия толщиной 1 мм.
  • Резиновый лист и фанера — размером 500 х 500 толщиной 1 см.
  • Два чекана – контурный и объемный, которые можно сделать самостоятельно.
  • Молоток.
  • Пластилин.
  • Копировальная бумага.
  • Эскиз.

Процесс работы

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Чеканка своими руками, перед тем как приступите к работе, следует подготовить металл, чтобы он стал мягким и податливым, накалите лист до красноты, но не переусердствуйте, иначе он может просто расплавиться. После нагрева металл опускается и становиться более эластичным, что способствует лучшему вытягиванию рельефа.

Когда металл готов, положите его на резину, перенесите четкий рисунок с помощью копировальной бумаги, если нежно усильте контур с помощью карандаша или фломастера. Затем прокатайте пластилином, это нужно для создания жирной поверхности, что способствует лучшему скольжению инструмента.

Теперь определите, какие контуры вы будете тянуть с лицевой стороны, а какие с изнаночной. Начните чеканить с лицевой стороны картины, а затем переверните лист и, ориентируясь по проведенным линиям, начинайте вытягивать изнаночный контур, если ориентировки недостаточно, то нанесите дополнительные линии изнаночных фрагментов.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Чеканка своими руками, когда проведете все контурные линии с обеих сторон, можно приступать к вытягиванию основного объема. Тут вы уже ориентируйтесь, визуально определяя, где и сколько надо вытянуть и дополнить объем и насколько это позволит пластичность металла.

Когда работа закончена, и общий вид рисунка вас устраивает, уложите картину лицевой стороной на лист фанеры и придавите ого по всей плоскости. Посмотрите на результат, при необходимости доделайте, что считаете нужным и повторите процедуру. Если вас все устраивает, то можно приступать к тонировке.

  Двери с фьюзингом

Тонировка картины

Есть несколько способов тонировки алюминия.

  1. Возьмите кусок бересты, подожгите его и закоптите поверхность картины. Затем натрите керосином и покройте лаком.
  2. Нанесите тонкий слой олифы с лицевой стороны картины и начинайте прогревать лист с изнаночной стороны, держа его над огнем. Здесь следите, насколько следует затемнять тон, держите недолго – светлое затемнение, если нужно темнее, то соответственно держите над огнем дольше. После того как нужные тона достигнуты, покройте поверхность лаком.

Картина готова.

Видео Чеканка своими руками 

Источник: http://babarub.ru/hozyainu/chekanka-svoimi-rukami.html

Чеканка

 Чеканка — техника выполнения произведений декоративно-прикладного искусства, при котором произведения создают из тонкого листового металла, пользуясь специальными инструментами — чеканами.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Чеканка — один из древнейших видов искусства. Чеканкой увлекаются многие: и профессиональные мастера и любители. Они показывают свои работы на выставках, которые проходят у нас в стране.

Возможности чеканки довольно широки. С ее помощью создают монументальные художественные панно, картины и т. п. Чеканкой украшают станции метро, общественные и бытовые помещения.

Нам известны несколько методов чеканки, которые будут описаны ниже. А сейчас несколько слов о материалах, применяемых в чеканке.

К листовому металлу, предназначенному для чеканки, предъявляют повышенные требования. Основное требование — высокая пластичность металла. Поэтому при выборе листового металла на это обращают особое внимание,

Медь. Листовая медь имеет много марок, Некоторые (специальные) марки меди не применяют для чеканки из-за их большой твердости и малой пластичности. К ним относятся марки фосфористой меди: МФ-1, МФ-2, МФ-3 и другие марки, имеющие присадки, повышающие твердость и уменьшающие пластичность. Чаще всего для чеканки применяют медные листы марок МО, М1,М2, МЗ.

Примечание. Марки на листовом металле пишутся на одной из сторон черной несмывающейся краской. Латунь. Латунь, как и медь, бывает различных марок.  Некоторые марки латуни не применяют для чеканки.

Основными марками латуни, которые идут для чеканки, считаются: томпаки (Л96, Л90), полутомпаки (Л85, Л80). Кроме этого, можно применять марки ЛС74-3, ЛС64-2, ЛС63-3, ЛА85-05, ЛА77-2, ЛА67-2Д.

Мельхиор и нейзильбер. Некоторые медные сплавы, имеющие в своем составе никель, называются мельхиором и нейзильбером. Они по внешнему виду очень похожи на серебро, поэтому чеканные изделия из этих сплавов имеют повышенную ценность.

Основные марки мельхиора и нейзильбера, идущие на чеканные изделия: МН19, МН-70-30, МНЦ-15, МНЖМц-30-08-1, НМ81, НМЗО.

Надо отметить, что чеканные предметы обихода (чашки, блюда и т. п.), созданные из этих сплавов, в отличие от таких же предметов, сделанных из меди и латуни, можно использовать по их прямому назначению — они безвредны.

Алюминий. Алюминий в последнее время все более широко применяют для создания чеканных изделий. Это объясняется его хорошей пластичностью и возможностью с помощью специальной обработки поверхности имитировать его под серебро.

  • Наиболее ходовые марки алюминия, идущие на чеканку: АО, А1, А2, АЗ.
  • Иногда для чеканных изделий, имеющих относительно крупный и не особенно выпуклый рельеф, применяют мягкие сорта дюралей марок: АМц, АМг, АМгЗ, АК2, АК4, АК6, АК8, АД О, АД1, АД.
  • Для чеканки пригоден листовой металл перечисленных выше марок толщиной от 0,15 мм до 1 мм.

Подготовка листового металла заключается в его отжиге (см. раздел 3), очищении поверхности металла от окалины и шлифовке.

Поверхность металла очищают от окалины мелкой шлифовальной шкуркой. Полируют суконкой, покрытой полированной пастой. 

Процесс полировки поверхности проводят тщательно, так как впоследствии, после изготовления изделия, очень трудно провести этот процесс.

Методы чеканки.

Известны два основных метода чеканки. Начинаем с самого простого.

Этот метод можно рекомендовать начинающим умельцам. Называют его «методом скользящего чекана». При скользящем методе чеканки рабочий инструмент — чекан скользит по листовому металлу. При некотором нажиме выдавливают в металле нужный контур.

Второй метод — классическая чеканка. Это метод профессионалов. Здесь все — от фона до рельефа — делается с помощью чеканов и молотков. Одними чеканами (молотками) пользуются для создания рельефа, другими — для создания фона.

Рассмотрим на примерах, как чеканят по обоим методам.

Сначала проводят общие, подготовительные операции. На листовой металл (заготовку, вырезанную с небольшим припуском, очищенную и отполированную) наносят рисунок. Если рисунок тематический, то его переносят с помощью копировальной бумаги или, если это возможно, рисуют мягким карандашом непосредственно на металле.

Если рисунок представляет собой орнаментальную композицию, то делают разметку. При разметке проводят карандашом все прямые линии и отправные точки.

После нанесения рисунка специальным инструментом— утюжком —проводят все контуры рисунка.

Здесь необходимо рассказать о вспомогательных материалах. Принято считать, что чеканщики-профессионалы пользуются специальным верстаком конструкции И. А. Андриашвили. В домашних условиях чеканку выполняют на разнообразных подкладках. Так, мелкую и четкую чеканку выполняют на свинцовых пластинах или на обрезках глифталевого (коричневого) линолеума.

Если нет требования к четкости рельефа, чеканку ведут, подкладывая под металлический лист резину, хлорвиниловый линолеум. Для получения глубокого рельефа в качестве подкладки используют войлок (кошму) или мешок, заполненный песком. При изготовлении особо мелких чеканных изделий профессионалы используют вместо подкладки слой асфальта, смолы и т. п.

, приклеивая на них тонкий лист металла.

С помощью утюжка контуры рисунка и разметку орнамента проводят, подкладывая под заготовку плотные материалы: свинец, глифталевый линолеум. После этой операции на заготовке должен остаться четкий контурный рисунок портрета (рис. 19).

Чеканщики, пользующиеся вторым методом, вместо очерчивания контуров рисунка с помощью утюжка прорабатывают его заостренным чеканом. Контуры рисунка в этом случае выглядят в виде ряда выпуклых точек.

Рассмотрим, как методом скользящего чекана делают тематический рисунок.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Заготовку с размеченным рисунком располагают тыльной стороной вверх на мягкой подкладке (войлок, мешок с песком) и специальными чеканами начинают прорабатывать рисунок. Чеканы при этом методе (рис. 20, А) изготовляют из стали, делают их и из твердых пород древесины (самшит, кизил, бамбук, дуб, бук, акация и т. п.). Мелкие чеканы делают, как правило, стальными.

Для удобства пользования мелкие чеканы вставляют в специальную рукоятку (рис. 20, Б).

Выпуклые части рисунка прорабатывают, начиная с середины, наиболее крупными чеканами (рис. 20, Д). Чекан при этом располагают под прямым углом к листу и с нажимом начинают тереть его.

При этом за счет пластичности листового металла он начинает деформироваться — появляется вогнутость. Эту вогнутость создают по всему контуру рисунка. По краям рисунка используют скользящие чеканы меньшего диаметра.

По мере проявления рисунка его переворачивают и контуры подправляют скользящими проходами утюжком (рис. 20, Е).

Если вы хотите, чтобы задуманный рисунок имел глубокий рельеф, то заготовку за время работы надо отжечь два-три раза. При отжиге снимается все напряжение и металл опять становится пластичным.

Выпуклая часть рисунка готова. Приступают к проработке деталей. Инструментом здесь служат утюжки с разной шириной рабочей'части.

Предположим, что вы чеканите портрет (рис. 19).

Детали рисунка чеканят с двух сторон. Брови, нос, губы наносят на рисунок с тыльной стороны, а складки на лице, глаза — с лицевой. При этом используют различные подкладки в зависимости от того, какой четкости надо получить ту или иную деталь.

При работе над рисунком с лицевой стороны подкладка должна лежать на выпуклой поверхности (рис.20, Ж), иначе можно повредить основной контур рисунка.

Утюжками работают так же, как и чеканами, то есть они скользят по металлу с некоторым нажимом.

Основной рисунок окончен. Теперь приступают к его отделке (оформлению). Значение отделки в создании красивого произведения велико. Здесь соблюдают определенную закономерность: оформление должно дополнять, а не подавлять рисунок. Например, рамку делают не очень широкой. Фон должен только подчеркивать сам рисунок, делать его более выразительным.

Варианты отделки будут предложены после разбора обоих методов чеканки. Там же будут даны различные варианты отделки готовых изделий.

И, наконец, второй метод — классический. При этом методе, как уже говорилось, работают только чеканами и молотками специальной формы.

Чеканы представляют собой обрезки стального прутка или точеные цилиндры длиной около 150 мм, имеющие обработанную рабочую часть (рис. 21, А). Их применяют в основном для проработки мелких деталей рисунка, создания фона и оформления.

Считают, что средний набор чеканщика насчитывает более трех-четырех десятков различных чеканов.

Крупные выпуклые детали при классическом методе исполняют молотками различных форм (рис. 21, Б), которых у среднего чеканщика имеется более десятка.

Чеканщики, кроме основных инструментов, применяют некоторые вспомогательные, облегчающие и ускоряющие работу. Особо следует отметить так называемые накатки (рис. 21, В).

Накаткой (закрепленной в специальной ручке) с нажимом проводят по листовому металлу, лежащему на соответствующей подкладке. В зависимости от рисунка на самой накатке на металле получают или ряд точек 1, или ряд параллельных черточек 2, или крестики 3, или кружки 4.

При создании выпуклого рисунка используют более крупные накатки закругленной формы без рисункау. Ими работают примерно так же, как и при методе скользящего чекана. Особенно эффективно использование накаток при обработке краев контура рисунка. При этом крупными накатками обрабатывают выпуклый контур изнутри,

  1. а чечевицеобразной накаткой отделывают край контура снаружи.
  2. Большую помощь оказывают накатки при работе над рамкой.
  3. Применяя линейку и несколько различных накаток, можно сделать четкую и красивую рамку.

Обычно начинают с небольших чеканных произведений, таких простых, как медальон (рис. 20, В), заколка для волос (рис. 20, Г), рамка для картины или зеркала и т. п. Эти вещи должны иметь несложный геометрический узор. При работе с ними начинающие «чувствуют» металл, воспринимают на деле физические свойства металла, задумывают свои рисунки и т, д.

По мере накопления опыта начинающие чеканщики переходят к более трудным задачам.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Ниже приводится процесс чеканки портрета вторым методом. Рассказывается о тонкостях проработки деталей, так как портрет считают одним из сложных произведений. Все тонкости проработки пригодятся и для создания произведений другой тематики.

На подготовленный лист наносят рисунок. Чеканом № 1, изображенном на рис. 21, А, с интервалом 2— 3 мм прочеканивают контур рисунка со всеми деталями в виде линии выпуклых точек.

Глубина контура различна.

В зависимости от того, какой в действительности будет контур в конце работы, то есть чтобы при дальнейшей обработке точки не были видны на рисунке, эту операцию некоторые чеканщики выполняют утюжком.

Почти все опытные чеканщики пользуются обоими методами. В этом случае чеканные произведения по красоте исполнения только выигрывают.

Сделав контур рисунка, приступают к проработке выпуклых деталей рисунка. При этом применяют молотки и крупные чеканы. Выпуклые детали прорабатывают не до конца — их заканчивают при Окончательной обработке рисунка.

После того как эта работа закончена, переходят к обработке мелких деталей, которые имеют решающее значение: глаза, брови, веки, нос и т. д.

Надо оговориться еще раз, что автор специально выбрал в виде примера изготовление портретного рисунка. Это, пожалуй, самое сложное в чеканке. Освоив, конечно не сразу, детали, а потом и изготовление всего портрета, умельцы сделают любую чеканную вещь.

Рассмотрим методы обработки всех мелких деталей портрета.

Глаз на чеканном рисунке, если размеры рисунка малы, делают иногда в виде контурных вогнутых или выпуклых точек; зрачок — в виде крупной точки (рис. 22, А).

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

При крупном рисунке глаз делают несколькими способами. Некоторые мастера оставляют глаз без зрачка, подчеркивая только веки (рис. 22, Б). В этом случае с тыльной стороны по разметке чеканами определенной формы (чеканы М 2 и 3, рис. 21, А) постепенно выбивают профили обоих век. С наружной стороны профиль век подправляют узким утюжком так, чтобы границы были более четкими.

Если необходимо сделать зрачки у гдлза, поступают так. Веки делают так же, как и в предыдущем случае. Контур радужной оболочки выбивают чеканом определенной формы (№ 4, рис.

21, А) снаружи рисунка, слегка заглубляя чекан. Зрачок выбивают с лицевой стороны крупным чеканом (М 3, рис. 2), А) за один удар. Радужную оболочку при этом покрывают снаружи сетью мелких насечек (рис.

22, В) делают это на твердой подкладке.

Чтобы подчеркнуть выпуклость глаза, с тыльной стороны выбивают контур белка глаза (рис. 22, Г),подкла-дывая мягкую подкладку (войлок, резину и т. н.).

Как чеканят нос на рисунке? Если это профильный рисунок, то его делают без особого труда, используя чеканы № 2 и 3 (рис. 21, А).

При рисунке в анфас нос отчеканить относительно трудно. Здесь применяют чеканы № 2 и 3 и ведут обработку в такой последовательности. Прорабатывают нос с тыльной стороны, подкладывая мягкую подкладку. С наружной стороны все время осаживают края, используя шипокий УТЮЖОК (рис. 22, Д).

При обработке носа надо помнить, что в верхней части, около надбровных дуг, нос не должен быть выпуклым.

Волосы по второму методу чеканят следующим образом. Если портрет крупный, то их изображают в виде крупных прядей (рис. 22, Е). Если портрет средних размеров (500X350 мм), то волосы чеканят по-разному.

Чеканят волосы в виде относительно крупных завитков, прорабатывая линии волос утюжками (рис. 22, Ж). Иногда пряди волос прорабатывают чеканами чечевицеобразной или серпообразной формы (№ 4 и 5, рис. 21, А).

На портретах среднего и мелкого размера чеканят волосы утюжками. Этот метод чеканки очень точно передает красоту женских волос (рис. 22, 3). На пейзажных картинах этим методом чеканят потоки воды, дюны, барханы и т. п.

Чеканить усы и брови на портретах можно по-разному. На мелких портретах усы чеканят так же, как чеканят волосы: с помощью утюжков (рис. 22, И). Проводят утюжком с тыльной стороны линии (на подкладке средней мягкости), подправляя их с лицевой стороны. Таким же образом делают брови, проводя утюжком две линии с тыльной стороны листа.

На портретах среднего размера усы и брови делают так же, как и в первом случае, но пространство между двумя линиями, полученными от прохода утюжка, зачека-нивают чеканом подходящей формы (рис. 22, К).

На крупных картинах брови и усы чеканят примерно так же, как'и волосы (рис. 22, Ж), то есть чеканами дают крупные пряди или завитки, а затем прорабатывают линии волос утюжками. Как было сказано раньше, отделка чеканного произведения влияет на его качество. 

Пионер умелец,  Л.Ерлыкин.

Источник: http://umelye-ruchki.ucoz.ru/publ/metall/chekanka/chekanka/45-1-0-641

Чеканка своими руками

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Одно из распространённых и доступных вводов искусства это чеканка. В чеканке главное терпение. Для того чтобы делать чеканку вам не нужно обладать абстрактным мышлением или какими либо другими творческими навыками, просто нужен материал, инструмент доля фантазии и терпения.  Сделать чеканку своими руками очень просто, и именно об этом написано в этой статье.

Как и из чего сделать чеканку:

В этой статье описано как сделать чеканку на листовом тонком металле, вам всего то понадобится жестянка, будь то фольга, или консервная банка (я разрезал использованный баллон от монтажной пены). Ещё для чеканки вам понадобится эскиз того рисунка который вы хотите выдавить рисунок №1.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлуРисунок№1 – Фольга и эскиз для чеканки

Сразу хочу отметить, что в случае с фольгой чеканка именно выдавливается, а не выбивается.

Чеканка по металлу своими руками :

Вам необходимо вырезать лист жести подходящий по размеру под ваш рисунок. И наклеить с обратной стороны на вырезанный лист жести ваш рисунок, который вы хотите получить на чеканке риунок№2.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлуРисунок №2 – Наклеивание рисунка на жесть

Естественно учитывайте что рисунок наклеивается с тыльной стороны а выдавлен будет на лицевой (может быть рисунок надо будет инверсно распечатать или нарисовать). Также ваш рисунок должен плотно прилегать к задней стороне фольги и не ёрзать (я рекомендую просто приклеить картинку клеем).

Когда картинка вашей чеканки хорошо приклеена к тыльной стороне жести вам остаётся только запастись терпением и начать выдавливать вашу чеканку водя по линиям рисунка тупым твёрдым предметом типа отвёртки или ложки или шляпки болтика (в зависимости от того что и с какой точностью вы хотите получить) рисунок №3.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлуРисунок № 3 – Результат выдавливания рисунка в жести – чеканка

Для пробы подойдёт что угодно, но если вы собираетесь профессионально заняться такого руда искусством то вам понадобится продумать специфические инструменты и сделать их самостоятельно – что в прочем не сложнее самого процесса чеканки таким способом.

P.S.: Я постарался наглядно показать и описать не хитрые советы. Надеюсь, что хоть что-то вам пригодятся. Но это далеко не всё что возможно выдумать, так что дерзайте, и штудируйте сайт https://bip-mip.com/

Источник: https://bip-mip.com/chekanka-svoimi-rukami.html

Как делают чеканку

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Художественная обработка металла пришла к нам из древности, когда человек научился плавить и обрабатывать металл. В отличие от штамповки из форм (матриц) или литья, чеканка на металле глубже передает мастерство человеческих рук и сохраняет своеобразную оригинальность почерка мастера. В чеканке на металле следует избегать мелочности и натурализма изображений.

Для работы лучше брать медные, латунные или алюминиевые листы толщиной 0,2-0,6 мм. Алюминиевые листы можно брать толщиной от 0,4 до 0,8 мм. Перед тем, как приступать к работе, следует отрезать пластину по размеру задуманной композиции, но с запасом 3-5 мм на бортики. Края листа тщательно обрабатывают по краям напильниками надфилями так, чтобы не было заусенцев.

Медную заготовку надо сначала раскалить, разогрев докрасна, а затем быстро погрузить в воду. Латунную пластинку после нагревания охлаждают, не погружая в воду. Алюминиевые листы не надо нагревать совсем.

Для работы нужны молоточки различных профилей, пуансоны, чеканы, гладилка. Все перечисленные инструменты следует обработать как можно усерднее, добиться правильной формы рабочей поверхности, отшлифовать и отполировать. Перед шлифовкой и полировкой инструменты следует раскалить, затем закалить и снова шлифовать и полировать чеканку, пока не исчезнут все вмятины и царапины.

Чеканка: медная чеканка своими руками по металлу

Инструменты для чеканки

Для чеканки нужно иметь два слесарных молотка с квадратным и круглым концами, киянку для кровельных работ, пробойники разных размеров, 3-4 зуботехнических молоточка, один из которых следует оставить таким, как он есть, а остальные переделать, как показано на рисунке.

Из пробойников можно сделать разные чеканы и пуансоны. Чеканы и пуансоны изготавливают из стальных прутьев диаметром 10-16 мм, длиной 100-120 мм.

Раскаленные прутки обрабатывают различными напильниками, обтачивают на точиле и шлифуют наждачной бумагой, и, наконец, полируют полировочной пастой для стали. После обработки пуансоны и чеканы надо снова закалить.

Для этого их разогревают до вишнево-красного цвета и погружают в воду или масло. Хорошо закаленные чеканы или пуансоны напильник не берет. Новичку-чеканщику надо иметь набор чеканов и пуансонов различных размеров и формы.

С металлом надо обращаться осторожно, чтобы не было разрывов. Когда изображение проработано с одной, внутренней стороны, лист металла переворачивают лицевой стороной и начинают работать над фоном, опуская металл вокруг фигуры, делая его рельефным. Так повторяют несколько раз, пока не получат законченной композиции.

Когда есть общий объем фигуры, фона и различных деталей, можно переходить к фактурной обработке изделия — передачи характера поверхности фигуры, фона, деталей. Она бывает гладкой, шероховатой, покрытой точками или вмятинами.

Фактуру обрабатывают на свинцовой или деревянной подстилке. Большие вмятины делают на мягкой подстилке, мелкие — на твердой. Чеканка фона должна отличаться от характера чеканки фигуры.

Когда работа над фигурой, фоном и деталями завершена, металлическую пластину надо отбортовать. Сгиб и отбортовка будут ровными в том случае, если линию загиба наметить гладилкой или карандашом под металлическую линейку.

Загнув бортики под прямым углом к металлической плите или деревянному брусу, можно перейти к завершающей стадии обработки изделия: чернению, полировке и осветлению.

Чернение и осветление металла при чеканке

Чернение заключается в том, что медь или латунь быстро покрывают каким-либо окислителем. Латунь чернят азотной кислотой, подогревая пластинку на огне. Надо следить, чтобы кислота не попала на руки, из-за чего ее наносят на чеканную пластину ваткой, или кусочком ткани, привязанным к палочке.

И обязательно это делать в вытяжном шкафу или на воздухе. Подогревают металл на газовой горелке или паяльной лампе, поднося к огню сторону, не покрытую кислотой. Изделие держат над огнем плоскогубцами. Сначала работа позеленеет, а при дальнейшем нагревании — почернеет.

Можно несколько раз покрывать кислотой и подогревать.

Для чернения меди пользуются поташом и серой: две части поташа и одну часть серы пережигают над огнем и разводят в кипятке; в эту смесь обмакивают кисть или ватку и покрывают металл. Медь чернят без нагревания.

После чернения нужные места осветляют, натирая их войлоком или полировочной пастой. Законченную работу размещают на деревянной доске.

Чтобы перенести рисунок на металл, нужна гладилка, ее изготавливают из стальной полоски 1,5х15 мм или 2×20 мм. Рабочий конец гладилки обрабатывают, прикрепляют ручку и гладилка готова. Надо только во время обработки рабочей части следить, чтобы кончик был несколько закругленным, так, чтобы при продавливании линий изображения не прорезать металлическую пластинку.

Для чеканки требуется также стальная, свинцовая или деревянная плита, войлок, смола, смешанная с цементом или мелом. Эти материалы подкладывают под металлическую пластинку, когда наносят рисунок. Как подложкой можно пользоваться твердой замазкой или глиной.

Для работы необходимы ножницы для металла, плоскогубцы, угольник, напильники и металлическая линейка. Чеканку начинают с переноса рисунка на металлическую пластинку, для этого композицию прикрепляют скрепками к пластинке так, чтобы она не скользила, и гладилкой продавливают контур изображения на металл.

После того как перенесли контур, надо гладилкой, молоточками, чеканом и пуансонами извлечь металл так, чтобы на пластинке образовался рельефный рисунок.

Пластинку с нанесенным контуром рисунка кладут на смолу, глину, войлок или другую подстилку лицевой стороной вниз и с обратной стороны бьют молоточками, чеканами и пуансонами по внутреннему контуру, в результате чего образуется рельеф.

Источник: http://arttechnika.info/kak-delayut-chekanku/

Процесс производства рисунка, который получают при выбивании на листе металла. Чеканка — это один из видов прикладного искусства. Чеканку применяют при изготовлении кухонной утвари, картин, изделий из драгоценных металлов. Рельеф на металле выполняют при воздействии чеканов и молотков. Их выполняют из металла и дерева.

Изделие чеканки
Изделие чеканки
Мастер чеканки по металлу
Мастер чеканки по металлу

Для чеканки применяют такие материалы, как латунь, медь и некоторые другие. При изготовлении ювелирных украшений в качестве основного материала используют золото, серебро, платину и пр. Толщина металла может составлять от 0,2 до 1 мм.

Чеканка

Искусство чеканки восходит своими корнями во времена древнего мира, как пример, можно привести золотую маску из Микен.

Чеканка - ручная работа

Чеканка — ручная работа

Рисунок чеканят на листе металла, предварительно уложив его на березовый или липовый кряж. Кроме них, в качестве подложки для выполнения применяют резину, мешок с песком. Некоторые мастера применяют из свинца.

Кстати, без чеканки не обошлись монетные дворы, на которых чеканили монеты. Их изготавливают из металла толщиной более 1 мм. Для получения качественного и точного рельефа используют специальные прессы,с предустановленным штампом, на который нанесены рисунки и необходимые надписи. Пресс обеспечивает силу необходимую для удара, деформирующую поверхность до необходимого состояния.

Кстати, вне зависимости от вида чеканки, ее завершает отделка.

Основные виды чеканки

Существует несколько видов чеканки — объемная и плоская. Объемная отличается высокой формой рельефа. Плоская же, наоборот, имеет низкий рельеф. Каждый из этих видов обладает рядом достоинств. Бесспорно, объемный рельеф смотрится более эффектно, по сути, это 3D технологии реализованные в металле, например, к объемной можно отнести чеканку труб. С другой стороны, плоская чеканка по металлу носит более ажурный характер и это можно считать признаком высокого художественного стиля.

Виды чеканки
Виды чеканки
Объемная чеканка по металлу
Объемная чеканка по металлу

Объемная чеканка по металлу — это гораздо более сложный технологический процесс. Более того, обработка детали такими методами может привести к деформации основного металла.

Между тем объемная художественная чеканка по металлу относится к изделиям с высокой художественной ценностью.

Кстати, археологи, до сих пор находят изделия рельефной художественной чеканки по металлу, выполненные из тонких листов золота и серебра. Мастера древности владели методами отливки этих металлов, но предпочитали применять более тонкие способы изготовления украшений.

Материалы и инструменты для чеканки

Для чеканки используют и разные сорта металлов. Главное свойство, определяющее возможность использования материала для производства чеканки — пластичность, то есть, металл должен деформироваться под воздействием внешних сил и при этом никаким образом не разрушаться.

Инструменты для чеканки

Инструменты для чеканки

Чаще всего мастера используют листовой материал с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа используют материалы с большей толщиной, к примеру, медь, с толщиной порядка 2 мм.

Ювелиры в своей работе используют золотые и серебряные сплавы. Чуть меньше они работают листы красной меди и сплавов на ее основе.

Красная медь известна с древних времен. Она обладает пластичностью, необходимой вязкостью, но главное то, что этот материал способен восстанавливать свои пластические свойства по термической обработке. Медь легко чеканиться, ей можно придавать самую разную форму. На ее поверхности можно, без особых сложностей выполнять высокую выколотку. Она хорошо шлифуется и полируется, но изделия, выполненные из меди, быстро теряют нанесенный блеск.

Медь для чеканки

Медь для чеканки

Медь и сплавы на ее основе отличает высокая стойкость к воздействию коррозии. Они могут без особых сложностей длительное время хранится на воздухе. Эти и некоторые другие характеристики позволили использовать медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.

Кроме меди, широко применяют такие материалы, как бронза, латунь и некоторые другие.

Алюминий довольно легко подвергается чеканке, но работа с ним требует достаточной доли осторожности. У металла низкая температура плавления и именно за этим необходимо следить в процессе термической обработки.

Изделие из мельхиора

Изделие из мельхиора

Мельхиор обладает необходимой степенью пластичности, хорошо подвергается полировке, а под воздействием некоторых реактивов он может изменять цвет.

Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, особняком стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических сложностей, так при его обработке сложно сохранить целостность листа, между тем его применяют для имитации серебра.

Кроме, цветных металлов для чеканки применяют и стали,в частности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и протравливают поверхность. Ее сложно обрабатывать инструментом для чеканки, но в отделке ее сложно заменить. Стали этого класса, равно как и кровельный этот металл применяют для получения крупных рельефных изображений, которые не нуждаются в тщательной деталировке.

Сталь для чеканки

Сталь для чеканки

Стали, содержащие в своем составе — это красивый металл, но с трудом поддается чеканке. Ее применяют для монументов, памятников и пр.

При выборе металла для чеканки необходимо учитывать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких дефектов, например, пятен, трещин и пр.

Перед началом работ, металл, вне зависимости от марки подвергают термической обработке — отжигу. Для выполнения этой операции применяют или традиционные паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают,  при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения применяют различные среды, например, для охлаждения применяют холодную воду.

Основной рабочий орган, с помощью которого выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с применением ковки. Их изготавливают в виде стержней разного сечения и имеющих длину от 12 до 17 см.

В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть находиться на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают таким образом, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть приподнят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который мастер держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.

Технологический процесс

Работа по выполнению чеканки начинается с подготовки рисунка, который выполняют в натуральную величину. Рисунок должен быть выполнен в контурной манере, то есть предметы необходимо изображать без теней. На листе необходимо оставить поля, необходимые для фиксации его на металле.

Технологический процесс чеканки

Технологический процесс чеканки

Для переноса рисунка, на предмете обработки выполняют его развертку на бумаге. Исходя из последнего, из металла вырезают контур. Его размер должен немного, на 3 — 4 см, превышать площадь изображения, нанесенного на бумагу. Эта полоса металла необходима для крепления металла на рабочем месте. Кстати, для усиления фиксации металлического листа применяют смолу.

Разнообразные виды изделий

Чеканку широко применяют при производстве изделий разного назначения, из листов металла разных марок. Ее широко используют при оформлении зданий внутри, и снаружи. Эту операцию используют при производстве металлической посуды, декративных манелей , украшений.

Изделия ковки

Изделия ковки

При создании изделий мастера применяют специальные приемы, например, чеканка винограда. В этом деле существует множество секретов, которые часто передаются из поколения в поколение.

В мастерских по выполнению чеканных работ выполняют картины, элементы интерьера. Кроме того, некоторые мастера выполняют работы по изготовлению картин, которые состоят из нескольких слоев, в том числе и тех, которые состоят из нескольких металлов. Такая комбинация придает композиции многоцветность.

Чеканка на объемных изделиях

Чеканка на объемных изделиях

В мастерских по выполнению чеканки выполняют и фрагменты, которые могут быть установлены в мебель, выполненную и из массива, и разного вида панелей.

Особый вид чеканки это оклады для икон, кроме, рисунков на их поверхности закрепляют драгоценные камни.

За все время, пока существует чеканка, выработались отдельные стили (кавказский, восточный и пр.). Современные мастера применяют все наработанные ранее стили и одновременно с этим разрабатывают свои собственные.

Чеканка своими руками

Чеканка, выполненная своими руками, станет хорошим украшением интерьера и будет длительное время радовать глаз.

Для создания картины лучше всего подойдет лист меди или алюминия. Эти материалы обладают всеми необходимыми свойствами для создания желаемых узоров и картин.

Для выполнения чеканки, начинающему мастеру потребуются:

  1. медный или алюминиевый лист;
  2. лист резины или фанеры, который будет служить подложкой для выполнения чеканки;
  3. инструмент для выполнения контурной и объемной чеканки;
  4. молоток и пр.

Само собой, работу по получению изображения на металле нельзя начать выполнять без наличия рабочего эскиза.

Перед началом работы необходимо подготовить основной материал, в частности, необходимо разогреть лист материала и затем дать ему остыть.

Проанализировав эскиз, будущий мастер должен принять решение — какие линии будут формироваться на лицевой, какие на изнаночной стороне.

Все работы начинают с лицевой стороны листа.

Чеканка по металлу обучение     Для чеканки по металлу, применяется цветной металл - медь, латунь, алюминий и драгоценные металлы и так далее.   Чтобы сделать чеканку по металлу для этого понадобиться ваше желание и терпение и инструменты!
разные чеканы
                          разные чеканы                                             

                                                                                      Создание эскиза, рисунка

1.Выподыскиваете тему, которую вы хотели передать на свой металл создать своепроизведение искусств.

2.Эскизсвой разрабатываете под чеканку, короче стилизация (упрощение рисунка подчеканку), со временем, когда вы будите заниматься, с металлом, вы будите искатьсвой стиль.  

3.Создалина бумаге свое произведение, которая должна выглядеть одной четкой линией (безштрихов), чтобы вам было удобно переводить на металл через копировальнуюбумагу.

4.Металлвы протрите растворителем, «обезжирить», потом покрасить, белой гуашью,водоэмульсионной краской (только не масленой краской), дайте просохнуть.

5.Потомпереводите свой рисунок через копировальную бумагу на металл, покрытый белойкраской, рисунок вы перевели.

6.Потомпокрываете его нит ро лаком прозрачным, чтобы ваш рисунок было виден, тонкимслоем (нужен лак который быстро высыхает, чтобы вам не ждать следующего днякогда он высыхает). Ваш рисунок закрепляется, для того чтобы вы не стиратьруками, потому что ваши руки будит ложиться на металл, когда вы будите держатьчекан «расходник» и будите водить по своей работе, и будите стирать свой рисунок.Есть еще способ - все также вы перевели свой рисунок на метал, а потом обведите«острым конфарником» выдавливая на металле контуры рисунка, чтобы оставалисьбороздки (черточки). И можете потом чеканить, не боясь, когда вы сотрете рисунокрукой при работе, у вас останутся на металле бороздки рисунка. Я делал вот этуработу. Но если вы делаете большую и сложную работу, лучше первый вариант.     

инструменты чеканы РАЗНЫЕ
инструменты чеканы РАЗНЫЕ6. РАСХОДНИК5. ПРЯМОУГОЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА - ЛОЩАТНИК4. ВИД ШАРИКА - ПУРОШНИК7. ВОГНУТАЯ СФЕРА - ТРУБОЧКА3. ЗАТУПЛЕННОЕ ОСТРИЕ  - КОНФАРНИК2.ОСАДОЧНЫЙ РЕШЕТЧАТЫЙ МАТЕРИАЛ
мои инструменты
мои инструменты
чеканка наружная сторона
чеканка наружная сторона
чеканка внутренняя сторона
чеканка внутренняя сторона
инструмент чеканы
инструмент чеканы 

      Чеканка по металлу и подготовка материла иинструмента.

    Для того чтобыначинать заниматься чеканкой по металлу, вам нужно изготовить инструменты, изпрочного материала из «легированной» стали. Не пугайтесь это слово«легированный», если у вас есть металлический прут, можно проверить его ударитьострым металлическим предметом, если вмятина слабая металл хороший. Для этоговам нужно металлический прут из стали, разного диаметра, я использовал арматурув те времена очень прочный материал, от автомобиля клапана разных машинлегковых и грузовых, найти можно через своих близких и знакомых. Длина чеканапримерно от 12 до 15 см,а диаметр желательно разный. Лучше их делать своими руками, так больше вы узнаетео их изготовление.

    Когда вы делаетеинструменты их нужно отпускать и закаливать можно паяльной лампой когда ихбудите обтачивать под нужную форму, с начало их отпускаете нагреваетенаконечник до алого красного цвета остужаете и обрабатываете – обтачиваете,металл хорошо поддается обработки. Когда вы закончите обрабатываете металл исделаете инструмент, тогда его нужно закалить. Для этого нагреваете паяльнойлампой до конца до ярко красного цвета, и опустить в машинное масло вотработку.
чекан расходник
чекан расходник
        Главный первыйчекан – РАСХОДНИК, он похоже на отвертку, только края много закругленные, длятого чтобы когда вы бьете молоточком по чекану, он у вас скользил мягко рисовали проходил вперед оставлял ровное углубление. К этому нужно немногоприноровиться. Тренируйте себя, возьмите кусок пластины металла, я раньшепользовался аллюминевой пластиной, она была дешевой, толщина примерно 3, 4, 5, мм. Тонкий металл можновыдавливать без молотка и чекана, путем выдавливания руками самодельнымиинструментами, но эта тема отдельная.  

    Этим чеканом, выобводите контур вашего рисунка, оставляя равномерное углубление. Ставите расходникна  линию рисунка  и равномерно начинаете стучать молотком почекану, ваш мозг начинает понимать, как нужно стучать по чекану и какую силуприменять для удара, чтобы не разорвать металл и углубление должны бытьодинаково ровными, стараться делать без зазубрин. Стучать контур лучше натвердой  деревянной поверхности, наровной гладкой доске, положите на доску, можете прихватить гвоздями краяметаллической пластины к дереву, чтобы вам было удобно пройти контуры рисунка ине сбивалось металлическая пластина. Когда вы обойдете весь рисунок«расходником», потом вам нужно  открепитьпластину от доски. На доске остался рисунок, доску можете обратно подстрогатьрубанком, и потом следующий заготовку делать на ней.  Ваш металл стал упругим, и его повело в разныестороны. Для этого делаете обжиг, прогреваете вашу металлическую пластину,постепенно  паяльной лампой до красногоцвета, всю пластину, смотрите не пережгите, как краснота появилась, переходитена другой участок, и постепенно всю пластину обожгите, чтобы ваш металл дал отпуск,он становиться мягким и гибким и податливым.

         Потом вы можете обработать свою работу убратьгарь и черноту, которая появилась, когда вы обжигали металл.

Вы можете этого и не делать, если вы начинающий, главнаяваша суть понять весь процесс работы. Я обтираю растворителем металл темный, ноя вишу и без отбеливания. Ну а по правилам и лучшего варианта вы должны делатьвот так. Обрабатывают специальным раствором, его изготавливают из 5 – 10% водным раствором серной кислоты. Будьтевнимательные с серной кислотой, она очень опасная и вредная.  Главное выдолжны наливать серную кислоту в воду, если вы будите делать наоборот, товаш раствор закипит, и серная кислота будит разбрызгивать, и может повредить инавредить вам. Наливать нужно тонкой струей и непрерывное помешиваниестеклянной палочкой. Корпус ванны делают из красной меди или свинца, ижелательно в железный кожух. Пользоваться нужно в перчатках и фартукеспециального изготовления. Укладывать или вынимать вашу работу, пользоватьсяжелезными щипцами. Когда вы вынули, с раствора обязательно промойте, впроточной водой и сушат. Работа становиться у вас чистой и светлой и будитевидеть, всю вашу работу все линии, не напрягая зрения. После просушки,переходим к другой процедуре.   

     Прикрепляете на ровную деревянную доскуобработанная рубанком, чтобы поверхность была ровной и гладкой без всяких ям ишероховатостей, специально вырезанная доска под вашу работу  чуть больше, чтобы вы могли прикрепить еегвоздями, положите вашу работу из металла с лицевой стороны, где вы проходили расходником. Берете, чекан лощатник,  и начинаете стучать, по чекану молоточком покраям вашего контура рисунка опускаете вниз металл, метал вокруг вашего рисунка,где вы проходили расходником, все зависитот вашего рисунка и его сложности. Чеканлощатникдолжен быть разного размера маленькие большие. Чтобы вам удобно было проходитьво всех местах, где нужно опустить металл. У вас должна развиваться интуиция,где нужно опускать металл, а другие места оставлять, короче, по возрастаниюобъема, нижний металл опускаете, верхней остается.

чекан лощатник
чекан лощатник

     После того как выпрошли чеканом лощатником ваши места гдеметалл должен быть опущен вниз. Переходим к следующей процедуре. Снимаетеметалл с деревянной доски. Смотрим на металл, если его сильно натянуло иповело, обратно ожигаете свою работу из металла. Металл стал мягкий иподатливый.   

   У вас должна быть резиноваяпластина, размер по вашей возможности, чтобы ваша работа вмещалась на ней, на которойвы будите выколачивать объем с обратной стороны вашей работы. Для этого нужновам найти резиновую пластину или упругий войлок, я пользуюсь резиновойпластиной на рабочем столе, кусок транспортерной ленты для подачи угля, толщинанормальная и не сильно упругая. Но вы можете использовать любую резиновуюпластину, я написал для примера, где я нашел.

             Для этого вам нужен чекан, ПУРОШНИК конец похож на полусферу. Чекан пурошник нужен разного размера, если вам нужновыбивать большой объем, тогда можно использовать деревянные чеканы, которые выможете изготовить сами из дерева. Бруски разного объема, концы должны бытьзакруглены, как пурошник и легко можете выбивать большой объем. У вас большойобъем будит ровный, и красивый. Большие объемы с мелкими деталями, лучше делатьна специально приготовленной смоле. Делаете ящик….  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ заходите смотрите буду дополнять….  

        Смотрите видео обучение:  Как сделать чеканку по металлу?Как подготовить для чеканки металл чтобы сделать эскиз тигра урок № 1

Как сделать чеканку по металлу и как пользоваться чеканами урок №2 

              Чеканка по металлу обучение урок № 3. Продолжаем обучение мы весь рисунок проходим чеканом расходником, он рисует контурные линии. Расходник похож на отвертку, но края полукруглые и от полированные что он легко при ударе молотка скользил по  поверхности

металла. 

           Чеканка по металлу обучение урок № 4. Продолжаем делать чеканку рычащего тигра. Мы прошли все контуры расходником и теперь по контуру мы начинаем работать чеканом сапожком.

      Как сделать чеканку по металлу алюминий и все цветные металлы урок № 5, и какой способ лучший для начинающих с наименьшими затратами времени? Мы продолжаем пятый урок, какие дополнительные материалы нужны для вашей чеканки?

Добавить комментарий